Михаил (Kashchey)
03.10.2018
Бизнесу: этапы разработки сайта, которые нельзя пропускать
Подписываете документ “Акт выполненных работ”. Радуетесь, что минули месяцы разработки сайта. Все этапы наконец-то пройдены. У вас есть сайт. Продукт, который нужен для выполнения бизнес-планов компании.
Он сделан так, как вы хотели. Функции все на месте, дизайн клёвый, а загрузка мгновенная… Студия покорно воплощала в жизнь все ваши хотелки, игнорируя здравый смысл и желания ваших Клиентов.
Ещё через два месяца вы находите сайт другого агентства, копирайтера, маркетолога или специалиста по увеличению конверсии, звоните и говорите:
– “Нам разработали сайт, но результаты нас не радуют. Заявок мало, а реклама дорогая. Можно у вас заказать текст на главную страницу? Что вы посоветуете?”
__
Вы просыпаетесь в холодном поту. Выдыхаете. Это был сон.
Сейчас вы планируете разработать сайт и смотрите, какие этапы ждут впереди.
Эта статья проведет вас по ним. Вы узнаете, где были допущены ошибки и как не допустить их в будущем.
Создание сайта, важные этапы, которые часто пропускают
Первые три этапа крайне важны. Потому что они определяют эффективность будущего проекта – возможность сайта выполнять поставленные бизнес-задачи.
В первых этапах, кроме вас, принимают участие:
- руководитель проекта;
- маркетолог / маркетер;
- интернет-маркетолог;
- копирайтер;
- SEO-специалист;
- UX дизайнер (дизайнер интерфейсов).
Если у веб-студии нет всех специалистов, то работу выполняет руководитель проекта (маркетолог, копирайтер), который должен обладать хорошим маркетинговым мышлением, чутьем предпринимателя и трезво оценивать возможности своей команды.
Первые этапы разработки сайта |
Зачем нужен этот этап |
Что входит в этап по созданию сайта |
Понимание задачи от 1 до 30 дней
|
Определить, а для чего нужен сайт, как вы планируете его использовать и какую роль он должен выполнять.
|
- Консультации
- Брифование
- Определение терминов
- Краткий аудит бизнеса
- Постановка зоны ответственности
- Согласование бюджета
- Формулировка задачи
|
Поиск решения от 5 до 30 дней |
Найти недорогое, но эффективное решение для выполнения поставленной задачи. |
- Маркетинговый аудит (бизнес-процессы, целевая аудитория, конкуренты, непрямые конкуренты)
- Отчет по аудиту
- Создание стратегии интернет-маркетинга (как будем продвигать сайт)
- Семантическое ядро проекта
- Разработка технического задания (ТЗ)
|
Разработка прототипа от 5 до 60 дней |
Получить структуру будущего сайта с текстами, фотографиями и ключевыми элементами. |
- Написание текстов для страниц: главная, о компании, страницы услуг, информационные, одна статья в блог
- Согласование материалов
- Разработка прототипов
- Согласование прототипов
- Сбор информации под прототип (фото, лицензии, сертификаты, отзывы, рекомендации)
|
На эти этапы уходит половина времени разработки. Через 15 – 60 дней вы получаете концепцию будущего сайта (прототип с текстами) и это адекватные сроки.
Почему сначала тексты, прототипы, смыслы, а потом дизайн?
Тексты, фотографии, аудиофайлы, видеофайлы, презентации, маркетинговые документы – это лишь инструменты, способы передать продающую информацию.
Чтобы разработать эти инструменты нужно знать, какую информацию нужно сообщить посетителю сайта, чтобы он оставил заявку. Если сначала сделать дизайн и верстку, то места для этой информации может не найтись.
Проще и дешевле делать оправу под бриллиант, а не бриллиант под оправу. Бриллиантом в нашем случае выступает информация (не тексты, а ИНФОРМАЦИЯ, которую можно передать с помощью текстов, фотографий, видео). Клиенты не будут принимать решение о покупке только на основе красивого дизайна и быстрой загрузки сайта. Хотя, это, безусловно, важно.
Вы же сначала формируете предложение, записываете его, а потом оформляете коммерческое предложение (КП) графически? Так почему с разработкой сайта должно быть иначе?
Зачем делать прототип?
Прототип дает возможность править текст, структуру и планируемую функциональность. Делать это быстро и без удорожания проекта. Так что, когда у вас или у команды разработчика появляется новая идея, то не приходится переделывать дизайн или перелопачивать код.
Ещё одна полезная функция. Прототип – это самое подробное ТЗ для дизайнера и верстальщика. Если у вас есть прототип, описание задачи сайта и функций, то у веб-студии можно просить скидку за остальные этапы разработки сайта: дизайн, верстка, программирование. Так как у вас есть не просто идея в воздухе и примерное ТЗ, а подробная инструкция по реализации задачи.
Прототип не нужен, если вы заказываете сайт на шаблоне (сайты до 100 000 р. чаще всего сделаны именно на шаблонах).
Пример прототипа
Этап 1. Понимание задачи
Вы можете прийти к веб-студии или агентству за двумя видами проектов:
- Сайт без цели – для себя.
- Сайт, который должен продавать: товары, услуги, идеи, рекламное место – для потенциального посетителя (целевой аудитории).
Рассматривать первый вариант нет смысла. Я не могу понять, зачем делать сайт, если он не будет окупаться.
К сожалению, многие предприниматели хотят ПОЛУЧАТЬ ЗАЯВКИ, но делают сайт для себя, шефа и компании. Хотя, было бы логичнее и выгоднее разработать сайт для целевой аудитории и помогать посетителям покупать! Помогать покупать, – «Слышите?», – подумайте об этом.
Плохо
Нужно разработать сайт для позиционирования нашей компании в Интернете. Мы хотим продвигать наш бренд!
Лучше
Хотим получать заявки через интернет. Нужен сайт с продающими страницами для рекламы, блогом для SEO и демонстрации экспертности, страницей для продажи партнерки.
Говорите с разработчиками не о сайте, а о результатах, которые вы ожидаете получить. Ставьте ключевые показатели окупаемости (KPI), которые сможете посчитать после запуска проекта. Оговаривайте бюджеты с запасом.
Достигнут разработчики KPI – премия. Провалят сроки или цели разработки сайта – штраф.
Вы пройдете этот этап, когда определите KPI, зону ответственности разработчиков, ответственные лица с обеих сторон, сформулируете задачу, формулировка которой будет понятна всем участникам процесса.
Обязательно определите значение терминов. Например, маркетинговый аудит (погружение в бизнес клиента) предполагает ещё и подробный маркетинговый отчет о проведенном аудите!
Мудрость начинается с определения терминов.
Сократ (древнегреческий философ)
Этап 2. Поиск решения
Продающий сайт – это НЕ продукт, а часть системы продаж – процесс.
И как любой процесс он должен быть динамичным, а не статичным. Жизнь в движении и развитии. Ваш сайт должен обучаться и развиваться в качестве Альфа-менеджера по продажам.
На этом этапе разработки сайта нужно выбрать вид проекта.
Вид сайта |
Зачем нужен |
Лендинг (landing page), посадочная или продающая страница. |
Тестирование ниши. Продажа одного товара или услуги. Может быть частью воронки продаж – например, лендинг с лид-магнитом. |
Интернет-магазин в B2C |
Отстроить от конкурентов, показать товары лицом, упростить покупку, обеспечить выбор и преимущество по ценам. |
Сайт-визитка, корпоративный, продающий сайт |
Рассказать о компании (специалисте), предложении, отличии от конкурентов и помочь человеку сделать верный выбор (помочь купить). Показать экспертность сотрудников и компетентность через блог, отзывы, рекомендации, видео. |
Корпоративный сайт с каталогом продукции |
Показать каталог продукции (розничная / оптовая торговля) и продать услуги компании. Помочь посетителю с выбором продукции. Дать посетителю возможность скачать каталоги продукции в PDF. Рассказать об условиях оплаты, возврата, доставки. |
Портал, сервис или блог |
Задача предоставить сервис и собрать трафик, чтобы конвертировать его в деньги через рекламу, партнерки, продажу курсов, вебинаров, партнерских продуктов и так далее. |
Информационные проект (нишевое интернет-сми, интернет-жарнал) |
Собрать максимальное количество трафика, продать идеи, рекламные места или вести популяризацию бизнеса. Примеры проектов: “Как Просто”, “Тинькофф Журнал”, “Генеральный директор”. |
Что выбрать? Зависит от задачи.
- Если вы хотите протестировать нишу, то сделайте лендинг и запустите рекламу.
- Нужно обучать клиентов и улучшать качество лида? Проектируйте сайт с максимальным количеством продающей информации.
- Планируете создать СМИ для владельцев интернет-магазинов? Делайте личный блог или информационный портал.
Когда вы отлично видите и понимаете задачу, то, возможно, откажитесь от сайта в пользу группы в социальной сети или мобильного приложения. В мире цифровых технологий очень важно правильно подобрать решение под целевую аудиторию и задачу.
От этого выбора зависит судьба проекта и ваших вложений.
Цены же разные!
Стоимость разработки сайта, мобильного приложения, группы в социальной сети не имеет значения.
В бизнесе важна окупаемость. Если вложение окупится и принесет прибыль в измеримом будущем, то этим стоит заниматься. Прибыли и другой измеримой пользы нет – идея не заслуживает внимания.
Неправильные вопросы.
Нужен ли мне сайт? Какой сайт мне нужен? Почему так дорого? Как сделать дешевле? Какую CMS выбрать?
Правильные вопросы.
Для кого делать сайт? Окупятся ли вложения? Как быстро? За счет чего? Сколько прибыли я рассчитываю получить?
Думайте не только о цели, но и способе её достижения. Даже самый крутой и красивый сайт без понятной и продуманной продающей информации, стратегии интернет-маркетинга, стратегии продвижения в Сети, не окупится.
Нет смысла заказывать сайт в дорогой студии, если у вам нечего сказать Клиенту. Нет смысла заказывать крутой сайт для продажи низкомаржинальных продуктов, так как окупаться он будет 10 лет. Выбирайте решение и исполнителей в зависимости от своего бюджета и сроков окупаемости проекта.
CMS — система управления сайтом. Её нужно выбрить в зависимости от технических задач сайта! Что-то проще сделать на Битрикс, что-то на WordPress.
Этап 3.Тексты, прототипы и шаблоны
Наибольшее значение при разработке сайта стоит уделить информации (тексты, фотографии, сканы, видео), которую вы на нем разместите.
То, что вы говорите в рекламе, более важно, чем, как вы это говорите.
Дэвид Огилви (копирайтер, рекламист)
Сайт – это рекламная и маркетинговая площадка.
Потенциальные клиенты не примут решение о сотрудничестве только из-за того, что вы показали им красивые картинки. Им нужна продающая информация. Информация, которое поможет принять решение о покупке, звонке, заявке на КП. А ещё нужна мотивация к действию и оправдание покупки.
Если вы не знаете, что сказать потенциальному клиенту, чтобы он купил у вас, а не у конкурента, то сайт создавать рано. Поработайте в word, это бесплатно, или обратитесь к автору рекламы, к копирайтеру.
Технически, сайт можно сделать тремя способами:
- Заказать индивидуальную разработку сайта. Дизайнеры, верстальщики и программисты проектируют внешний вид и создадут функционал проекта с нуля. В этом случае важен прототип!
- Сделать сайт на шаблоне. Вы покупаете шаблон (цена до 100$) под задачу и цель проекта, наполняете его продающей информацией насколько это возможно.
- Разрабатываете сайт на конструкторе.
Разница между способами разработки сайта:
Способ разработки сайта |
Индивидуальная разработка |
Шаблонный вариант |
Конструктор |
Цена |
от 100 000 р. |
до 100$ |
Почти бесплатно (месячная подписка $20) |
Сроки |
от 3 месяцев |
до 2 месяцев |
За 10 – 15 дней |
Недостатки |
Дорогая разработка, которая потребует времени и денег |
Рамки по наполнению, функциям и защищенности |
Топорный дизайн, сайт не принадлежит вам, сложности с SEO |
Достоинства |
Нужные функции, уникальный дизайн и возможность сделать удобный для клиента сайт |
Дешевый и быстрый способ сделать себе сайт (есть крутые шаблоны за 1200 р.) |
Вы можете сделать сайт за два, три вечера и почти бесплатно. |
Остается вопрос с наполнением.
Наполнение готового сайта – это уже неправильно!
В моей практике, в 9 из 10 случаев изменение контента влекут за собой правки в дизайне и верстке. Потому что под контентом и продающей информацией подразумевается не только тексты, но и фотографии, сканы документов, видео, аудиозаписи. Если для них не предусмотрено место или шрифт слишком мелкий, фон неудачный, то изменение текста ничего не изменит, в целом.
Разрабатывайте сайты для своей целевой аудитории. Планируйте стратегию продвижения заранее и терпеливо отвечайте на вопросы разработчиков.
Сделать халтуру можно запросто! А вот разработать сайт, который помогает достигать бизнес-целей компании сложнее. Выбирайте разработчиков, которые задают много правильных вопросов, а не раскладывают веер вариантов.
__
С уважением, маркетолог-аналитик и копирайтер Поздняков Михаил
P. S. Рекомендую к прочтению:
Полезно? Тогда не жмись. С друзьями поделись.