Михаил (Kashchey)
25.03.2016
Видовое разнообразие текстов в копирайтинге – причём здесь целевая аудитория?
Минули школьные деньки. Давно это было. Многие уже и забыли, что все тексты делятся на виды. Жаль, что нам во 2–4 классе не говорят: «Вовочка, вот виды текстов, если ты научишься писать интересно, то можешь стать писателем – это престижная и хорошая профессия». Мне этого не говорили, а я, по своей глупости, об этом не задумывался 23 года.
Скорее всего, вы недоумеваете: «Какого художника копирайтер пишет нам о школе? Зачем всё это? Мы всё знаем!» Спокойно, сейчас я всё объясню и расскажу. Попутно вы узнаете, какие бывают тексты по стилю и типу.
Виды текстов 2-й класс
У меня в брифе долгое время были строчки:
- В каком стиле написать статью?
- Какой вид текста использовать?
И знаете, что мне писали? Да всё подряд! Напишите мне текст об автомобилях в разговорном стиле. «BMW? Забудь об этом дорогом хламе друг. Я недавно видел новую Шкоду Суперб – вот это крутая тачка» — кусочек текста, написанный в разговорном стиле. После чего заказчик возвращался и с пеной у рта пытался мне что-то объяснить.
Был товарищ, который заказал текст в официально-деловом стиле на главную страницу. Знаете, что произошло дальше? Он написал мне: «Михаил, этот текст слишком сухой, в нём нет эмоций». Блин! Серьёзно?
Пришлось убрать эти две строчки из брифа и работать без них. Но это неудобно. Эта статья создана, чтобы напомнить об истоках. А ссылку на неё я вставлю в свой бриф.
Не крутите пальцем у виска, я знаю, когда применять тот или иной стиль. Просто у заказчиков много своих планов, а стиль текста говорит о многом.
Какие бывают тексты по стилю
Существует пять стилей текста – это знает ребёнок 4 класса, но не каждый взрослый их вспомнит. Поэтому повторяем в экспресс-режиме.
1. Разговорный стиль
Он применяется при неформальном общении и написании статей в разговорном стиле – банально, но честно. В нём могут использовать жаргонизмы, профессиональный сленг и резкие выражения. Когда он применим? Если ваша целевая аудитория – это пацаны с района, а вы продаёте биты и алкогольные коктейли, то лучше писать на языке пацанов с района. Ваша ЦА учёные? Я не знаю, как разговаривают учёные…
Разговорным стилем можно аккуратно разбавлять статьи – это полезно.
2. Художественный стиль
Цветаева, Стивен Кинг и копирайтер, решивший стать писателем. Я не знаю, где используется художественный стиль в рекламных и продающих текстах. Шучу, знаю, это истории и диалоги, но использовать эти приёмы нужно в меру. Ведь 90% художественного стиля – это свежая, чистая вода, которая струится из родников Алтайских гор прямо в ваш текст.
3. Публицистический стиль
Вот это основной стиль копирайтера. Для него характерна: лаконичность, информационная насыщенность и доходчивость изложения. Это рубленая проза с риторическими вопросами, общением с читателем и лёгкой эмоциональной окраской. Он создан, чтобы давать информацию и, внимание, воздействовать на массы людей и призывать их к действию. Это продающий или рекламный текст. Вы так не считаете? Отправляйтесь читать Крылова.
4. Научный стиль
Определения и сухие термины. Научный стиль – это враг «уникального» текста. Но его можно умело использовать. Ведь для научного стиля характерна точность описания, логичность повествования, примеры с цифрами и факты.
5. Официально-деловой стиль
Сухой, как савана в засуху. Деловой стиль – это точная и конкретно поданная информация. В таком стиле пишутся коммерческие предложения (КП) для руководителей отделов продаж и компаний. Копирайтеры наверняка это знают: зачем вы мне пишите, кто вы, что предлагаете, какая моя выгода и так далее. Лучше уместить всё на одной странице и оформить графически.
Если вы создали сайт для работы с B2B сегментом, то можете смело заказывать текст в официально-деловом стиле.
Где же информационный стиль? Тот самый «инфостиль». Как же сервис «Главред»? Посмотрите на все стили и скажите, какой из них можно считать информационным? Если подумать, то это официально-деловой стиль с научными вкраплениями в публицистическом ключе. Чем больше текст склоняется к деловому стилю, тем меньше там воды и слов, не несущих полезную информацию по теме.
Какие бывают тексты по типу
Три основных типа текста:
- Повествование (вам рассказывают о чём-либо);
- Описание (тут главное: описать предмет, действие, услугу всеми возможными способами – мир прилагательных);
- Рассуждение (причинно-следственные отношения предложений и личное мнение – это признак рассуждения).
В каком стиле писать? Это зависит от целевой аудитории и задач текста.
Если ваша целевая аудитория (ЦА) – это люди ценящие время или желающие получить ответы на вопросы немедленно. Тогда лучше писать в официально-деловом стиле, добавить факты, цифры и воздержаться от метафор с рассуждениями. Ваша аудитория другая? У нас 5 стилей! Выбирайте, комбинируйте и учитесь создавать интересные статьи.
Выплесните свои мысли в комментариях. Используйте публицистический стиль и воздержитесь от разговорного стиля.
Спасибо тебе, мой дорогой читатель!
Полезно? Тогда не жмись. С друзьями поделись.