Рекомендательное письмо для организаций, сотрудников и фрилансеров – гайд по написанию отзыва
Рекомендательные письма – это инструменты продаж.
Мы живем в экономической системе и вынуждены продавать услуги или товары. Это неизбежно. Зачем нужны отзывы?
Отзывы более объективны, чем красочный рассказ из уст специалиста о своих подвигах. Рекомендация лучше отзыва. Потому что нет точного понятия, что такое полноценный отзыв о сотрудничестве. Слово «рекомендация» уже несёт в себе оттенок продажи.
Какие рекомендации востребованы чаще всего:
Отзыв о сотрудничестве (рекомендация в краткой форме);
Рекомендательное письмо работнику;
Рекомендательное письмо для организации или частного лица.
В любом случае «отписка» в стиле: «Всё понравилось! Буду обращаться ещё!» – это не отзыв, не рекомендация и тем более не инструмент продаж.
Если вас просят написать отзыв о сотрудничестве, то хотят, чтобы вы сделали инструмент для продаж. Согласились написать? Тогда вам нужно знать, как написать отзыв, который будет продавать.
Как написать рекомендательное письмо – пример
Рекомендации используются по-разному, но цель у них одна: «продажа». Сейчас я напишу несколько образцов для продающего отзыва. Сделаю это в виде вопросов и приведу примеры ответов.
«Система интервью» – это лучший способ написать отзыв. Отвечайте на вопросы, и через 5 минут у вас будет рекомендация. Но не забываете абстрагироваться от примеров, которые я привожу в качестве ответов.
Как составить рекомендательное письмо в сфере услуг (1 – программист и 2 – копирайтер)
Почему вы воспользовались услугами этого человека?
Мы искали инженера-программиста. Молодой человек составил резюме, где подробно рассказал о себе и своих умениях, а на собеседовании показал себя адекватным и здравомыслящим человеком.
Мне понравилось, как копирайтер продаёт свои услуги. Особенно стоит отметить идею с акцией. Поэтому я и решил попробовать его в деле.
Когда вы в первый раз поняли, что не ошиблись в своём выборе?
Он ни разу не опоздал на работу. Принял активное участие в проекте «N» уже на второй неделе своей работы, где внёс несколько предложений, которые сэкономили нам время, силы и 200 000 рублей.
Что сразу понравилось: живое, человеческое общение, уточняющие вопросы о тестовом проекте, бриф с вопросами, которые заставляют задуматься о бизнесе в целом и ёмкие советы по улучшению сайта ещё до сотрудничества.
Что понравилось в работе больше всего?
Человек усидчивый и нацеленный на результат. Это проявилось при работе над программой «N». Свою часть кода он написал за одну неделю, когда другие пыхтели две. И знаете что? У него было меньше ошибок, выявленных при сборе программы.
Свой текст я получил через сутки, что на два дня быстрее заявленного срока. Понравился стиль изложения, информационная насыщенность, интеренсый подход к SEO-оптимизации и структура статьи. Отдельно хочется отметить рекомендации по развитию сайта. Они бесплатные, но стоят больше текста.
Вопросы на замену или в качестве дополнительных:
Кому вы рекомендуете этого специалиста и почему?
Будете ли вы работать с этим специалистом дальше и почему?
Три лучших качества специалиста и как они проявились?
Рекомендательное письмо может содержать мини истории. Это нормально. Бытует мнение, что письмо должно уместиться на странице А4 – бред. Если оно написано шаблонными фразами, без фактов, то лучше вообще его не писать – правда.
Всегда нужно писать что-то определённое. Конкретные примеры лучше пустых обобщений. Общие фразы никого не интересуют. Так, усидчивость человека нужно доказать фактом.
Что должно содержать рекомендательное письмо? Тут три обязательных момента:
Название компании (если есть);
Кто даёт рекомендацию;
Контакты для связи с рекомендодателем.
Например:
Руководитель отдела разработки программ Фёдор Иванович Сухов (электронная почта);
Михаил Поздняков – маркетинговый аналитик, копирайтер
Опубликовано статей: 147
Помогаю увеличить ваш авторитет в глазах Клиента, вернуть инвестиции в рекламу и маркетинг с хорошей прибылью. Пишу тексты с продающей информацией для сайтов (главная страница, о компании, услуги), статьи в блог и Яндекс.Дзен, разрабатываю прототипы страниц. Создаю коммерческие предложения, презентации, прайс-листы, листовки, брошюры, плакаты и маркетинг-киты. Сопровождаю рекламные материалы. Консультирую по маркетингу и рекламе – рассказываю о приемах БЕСПЛАТНОЙ рекламы и как сделать её эффективнее.